Как предвидеть проблемы с денежным потоком

Почему не все бизнесмены не анализируют и не следят за своим денежным потоком? Недавно я прочитал исследование, которое ясно показывает, что только половина собственников бизнеса отслеживает свой денежный поток на регулярной основе.

Все консультанты и аналитики регулярно предупреждают о рисках, которым будет подвергнут бизнес, если не следить за денежным потоком (cashflow). Тогда почему же так много директоров говорят о том, что они не следят за денежным потоком?

Подавляющее большинство бизнесменов считает доходы, расходы и прибыль, оценивая эффективность своего бизнеса в терминах прибыли и убытков, но не денежного потока.

 Проблемы большинства:Многие владельцы бизнесов оперируют доходами, затратами и расходами. Но денежный поток (CashFlow) содержит в себе ту же информацию, плюс добавляет фактор времени в анализ. Дело в том, что иметь прибыль не значит иметь деньги на расчетном счете. Поэтому директора должны планировать, прогнозировать и управлять денежным потоком, что бы удостовериться, что деньги не кончатся.

Когда денежный поток не нужен: Это допускается для некоторых бизнесов, которые оказывают услуги, а клиенты платят мгновенно наличными или кредитками, то есть тут же, когда услуга оказана. Некоторые счастливые компании могут даже не тратить деньги на запас готовой продукции, на сборку и хранение, а также не имеют долговую нагрузку в виде кредита, который нужно обслуживать. Если дело обстоит именно так, то до тех пор, пока владелец бизнеса получает продаж (доходов) больше, чем расходов, деньги в кассе будут.

Такие бизнесы по своей структуре лучше, чем все остальные, так как у них нет слабых мест в динамике оборотного капитала. Но даже они должны быть осторожными и должны внимательно следить за динамикой остатка денежных средств. Важно правильно прогнозировать продажи, расходы и затраты и отслеживать результаты, что бы быстро принимать решения.

Существует два фактора, которые делают предприятия особенно чувствительными к проблемам денежного потока:

1. Компании, которые работают в b2b бизнесе (клиентами которых являются другие компании), сталкиваются с тем, что их клиенты не платят мгновенно, как только услуга оказана или товар отгружен. Вместо этого посылается счет, и клиент оплачивает его через неделю, две или даже несколько месяцев. Поэтому директора уже не могут следить только за продажами, они должны учитывать, что продажи и поступления денег распределены во времени. Поэтому вместо денег на счету появляется дебиторская задолженность. Каждый рубль дебиторской задолженности уменьшает на рубль денежные средства на счету.

Собственник бизнеса может в любой момент времени посмотреть прибыльность той или иной сделки, может быстро прикинуть прибыль, но проблема в том, что это не значит, что компания получила деньги. Даже не смотря на то, что фактически сделка прибыльная, но из-за того, что деньги по сделке придут только через несколько недель или месяцев ему нужно думать о том, что бы покрыть расходы на все это время. А для этого нужны деньги. Назовите это как угодно: моделирование денежного потока или анализ оборотного капитала: в любом случае, директор должен управлять расходами пока компания ждет оплаты по счетам.

2. Производство продуктов (товаров) подразумевает, что «деньги зависают» в товаре еще до того, как у собственника появится возможность его продать.Простой пример: владелец магазина по продаже книг должен закупить книги задолго до того, как кто-то войдет в магазин. Производитель должен купить сырье и исходные материалы и заплатить за сборку (производство). Любой продуктовый бизнес, чьи продажи сопряжены с хранением товара, должен вначале заплатить за упаковку и доставку товара прежде, чем сделает продажу. Точно также, когда вы создаете какой-то прототип или новую версию продукта. Даже компании по производству софта должны вначале разработать продукт, придумать дизайн, программирование, тестирование и т.д. прежде, чем будет сделана продажа.

Все эти затраты забирают деньги, которые тратятся задолго до того, как будет сделана первая продажа. Продолжим простой пример: клиент книжного магазина покупает книгу за 300 рублей, которая обошлась магазину в 100 рублей. Но эти 100 рублей были выплачены со счета магазина несколько месяцев назад, и, казалось бы, при анализе прибыли именно сейчас мы их должны учесть и посчитать прибыль. Но это не будет корректным.

Расчет только прибыли не учитывает реальное движение денег.

  

Выводы:

Для всех, кто работает в сегменте b2b - прибыль на бумаге это не то же самое, что поступление денег на счет.

Многие прибыльные бизнесы пошли ко дну, так как у них закончились деньги. Они не моделировали свой денежный поток. Не анализировали оборотный капитал. И у них просто не хватило денег, что бы покрыть расходы, потому что они слишком долго ждали, пока их клиенты оплатят счета или их денежные средства «зависли» в нераспроданном товаре.

Рекомендуем вам сделать следующие шаги:

  1. Рекомендуем прочитать статью: «Что важно банку и инвестору»
  2. Вы можете почитать кейсы и посмотреть примеры бизнес-планов

Если вам нужен хороший профессиональный бизнес-план, то здесь вы можете его заказать.

Что бы проконсультироваться по бизнес-плану, позвоните по телефону +7 (495) 409 47 11 или
+7 (925) 389 39 14 .
Наши аналитики ждут вашего звонка и с удовольствием вас проконсультируют.

Отзывы клиентов